03.02.16

Комплекс упражнений для коррекции звукопроизношения

    
Привожу, на мой взгляд, идеальный комплекс упражнений, с которого удобно и легко начинать работу над коррекцией звукопроизношения. Так же эти упражнения использую при работе с теми детьми, которые, в целом, произносят звуки правильно, но   их дикция оставляет  желать лучшего. Можно делать с детками трех-  четырех лет. Исправлять им звуки еще рановато, а  вот потренировать артикуляционный аппарат уже можно.
Так же эти упражнения годятся для взрослых, желающих начать работу над совершенствованием своей речи.
Делать не спеша, не пытаться сразу все освоить, делайте скидку на возраст ребенка.
Все упражнения делать медленно, плавно, расслабленно. Все делаем по пять раз, в статичных упражнениях просто удерживаем  заданную позу под счет до пяти.


 «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЫХАНИЯ»
1. Всегда начинаем с восстановления дыхания. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), но лучше поначалу отрабатывать дыхание лежа. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь для контроля за правильным выполнением упражнения. Глубокий медленный вдох через нос: расширяем при вдохе живот, он выпячивается вперед; затем расширяется во все стороны грудная клетка, далее ключичный отдел; затем выдох в обратном порядке: выдыхаем воздух из ключичного отдела, затем груди, в конце освобождаем живот, слегка втягивая его в себя. Подышите таким образом 5-7 раз и переходите к следующему упражнению.
2. То же дыхание, но с задержкой на 3-4 секунды на вдохе и выдохе.
3. Сделайте вдох через нос и на выдохе плавно, без рывков считайте: 1,2,3,4… до 15-20. То же задание, но на выдохе называйте буквы алфавита.
 «Артикуляционная гимнастика»
Упражнение №1 Раскрытие рта. Исходное положение -рот закрыт, губы и челюсти расслабить, язык лежит плоско, свободно касаясь нижних передних зубов. Исполнение: произнесите звук [У] несколько раз без усилий и напряжения: ууууу. А теперь произнесите звук [А], рот раскройте в вертикальном направлении, нижняя челюсть опустится примерно на два пальца (≈ 3 см). Раскрывать рот на [А] надо мягкими, медленными движениями, Проделайте 5-6 раз.
Упражнение №2.Подтягивание верхней или нижней губы соответственно к верхним и нижним деснам. Исходное положение — рот закрыт, зубы сжаты, челюсти неподвижны. Исполнение — приподнимите верхнюю губу «на улыбке» к деснам верхних зубов, затем сомкните губы; оттяните нижнюю губу к деснам нижних зубов, затем сомкните губы. Повторите 5-6 раз.
Примечание. Следите, чтобы исходное положение - зубы сжаты, челюсти неподвижны -обязательно сохранялось.
Упражнение №3Показать зубы. Исходное положение: рот закрыт, челюсти сжаты. Исполнение: одновременно приподнимите верхнюю и оттяните нижнюю губу, обнажив верхние и нижние зубы. Проделайте 5-6 раз.
Упражнение №4 Вытягивание губ - «хоботок». Исходное положение -рот закрыт, челюсти сжаты, неподвижны, губы «в хоботок» (звук [У]). Исполнение - повороты «хоботка» вправо, влево, вниз, вверх (на счет 1, 2, 3, 4 медленно), затем вкруговую - вправо, влево. Повторите 3-раза.
Упражнение №5. Тренировка языка. Исходное положение -язык укладывается «лоточком» во рту, кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца (≈ 3 см), нижняя челюсть абсолютно неподвижна. Исполнение : кончик языка поднимите вверх - к твердому нёбу, потом вправо, влево -в щеку и снова верните в исходное положение. Повторите 4 раза.
Все упражнения на первых порах делайте с зеркалом, движения должны быть медленными и плавными. Если какие-то упражнения не получаются, не отчаивайтесь, снова и снова повторяйте их.

 «МЫЧАНИЕ».
 Произносить звук "М" (кратко) при спокойном положении гортани. Направлять звук так, что бы он ударялся в твёрдое нёбо и вызывал резонанс выше лежащих полостей. Постепенно увеличивать длительность звука.
2. Произносить слоги, в которых согласные длятся долго, а гласные - коротко, при резком опускании нижней челюсти:
-ма -на -ла -ра -за -жа
-мо -но -ло -ро -зо -жо
-му -ну -лу -ру -зу -жу
-мэ -нэ -лэ -рэ -зэ -жэ
-мы -ны -лы -ры -зы -жы
3. Произносить слоги со звуком "Й", где гласный звучит кратко, а звук "Й" долго:
аЙ, яЙ, оЙ, ёЙ, уЙ, юЙ, эЙ, еЙ.
4. Произносить слоги в которых ударение на второй слог:
-маМА -наНА -лаЛА
-маМО -наНО -лаЛО
-маМУ -наНУ -лаЛУ


Немає коментарів:

Дописати коментар